Первые шаги в семейном образовании
Директор Центра поддержки семейного образования Гузель Гурдус. Семейное образование
- Часть 1. Что посоветовать тем, кто хочет перейти на семейное образование
- Часть 2. Для кого предназначена семейная форма образования
- Часть 3. Что подразумевается под обратной связью?
- Часть 4. Социализация
- Часть 5. Как центр помогает проходить аттестацию
- Часть 6. Платформа центра семейного образования
- Часть 7. Как сдают семейники ОГЭ и ЕГЭ?
- Часть 8. Экономика семейного образования
- Часть 9. Статистика семейного образования в России
- Часть 10. Почему был создан Центр поддержки семейного образования?
СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ФЗ 273)
Семейное образование:
- В педагогике –элемент семейного воспитания
- В образовательном праве – элемент образования в целом
ОБРАЗОВАНИЕ — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства; совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
ВОСПИТАНИЕ — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства
ОБУЧЕНИЕ — Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни
Выбирая получение образования в семейной форме, родители (законные представители) отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя обязательства, возникающие при семейной форме получения образования, в связи с чем несут ответственность за качество образования и его траекторию. Согласно части 2 статьи 30 и статье 58 Федерального закона № 273-ФЗ образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, который будет регламентировать порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФЗ 273)
Электронное обучение: статьи 13, 16, 28, 91
Адаптированные образовательные программы: статьи 2, 55, 58, 60, 79
Обучение на дому: статьи 41, 66
Самообразование: статьи 17, 34, 63, 73, 80
СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: статьи 17, 34, 44, 58, 63
Сетевая форма: статьи 13, 15, 76, 91, 99, 105
Индивидуальный учебный план (ИУП): статьи 2, 34, 42, 43, 58
Ресурсы поддержки семейного образования:
https://www.hss.center ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЦПСО)
http://arsorf.ru АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АРСО)
http://semeynoe.com СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — первый журнал о внешкольном образовании в России
http://freeedu.ru/modx/ СВОБОДА В ОБРАЗОВАНИИ
https://interneturok.ru Платформа для обучения
https://www.youtube.com/channel/UCWcZz4hOVcrPIcUYNoqsRTQ
Видеоуроки по школьной программе с 1 по 11 класс
Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 “Об организации получения образования в семейной форме”
Частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).
Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).
В частности при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).
Обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно статье 33 Федерального закона, экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.
Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона).
Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).
Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несёт ответственность за качество образования, при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона).* Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.
Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).
Ссылки
А.В. Лубков принял участие в Международной конференции семейного образования
Межвузовский студенческий научный диспут «Семейное образование – за или против?»
Информационный портал Десятилетия детства
Приоритетный национальный проект «Образование» (поддержка семей, имеющих детей)
Федеральный ресурсный центр по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
Информационный портал для родителей «Растим детей»
«Я — Родитель». Группа для родителей и тех, кто ими только собирается ими стать
Карта семейных центров Москвы («Мой семейный центр»)
Столичные Центры содействия семейному воспитанию
Экстренная социальная помощь 051
Детский телефон доверия 8-800-2000-122
Объединение многодетных семей Москвы
Межрегиональная общественная организация «СОЮЗ ОТЦОВ»
Методическая копилка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации