II Всероссийский педагогический образовательный форум «Учитель – Будущее России» проходит с 3 по 9 октября. Его организаторы – Минпросвещения России, МПГУ, Ассоциация развития педагогического образования (АРПО) и ВНМЦ «Философия образования». 4 октября на торжественном открытии форума к его участникам обратились министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов и ректор МПГУ Алексей Лубков, а представители региональных педагогических вузов рассказали о предстоящих ключевых мероприятиях.
В роли ведущей церемонии открытия выступила первый проректор МПГУ, директор ВНМЦ «Философия образования» Наталья Склярова. «Стало доброй традицией собираться в первую неделю октября для обсуждения актуальных вопросов в сфере образования, – отметила она. – На площадках форума мы поблагодарим всех тех, кто всю жизнь трудится на благо воспитания и обучения подрастающего поколения. В суете житейских дел мы часто забываем сказать им «спасибо».
Наталья Склярова напомнила, что первый I Всероссийский педагогический образовательный форум «Учитель – Будущее России» прошел год назад в Историческом парке «Россия – моя история». Участникам церемонии продемонстрировали видеоролик о предыдущем форуме, в рамках которого было объявлено имя победителя Всероссийского конкурса «Учитель года – 2021», состоялась встреча руководителей Миннпросвещения России с представителями профессиональных образовательных организаций, где готовят педагогов, подведены итоги проекта «Без срока давности» и т.д.
К участникам II Всероссийского педагогического образовательного форума «Учитель – Будущее России» обратился министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. Он подчеркнул, что форум открылся в преддверии Дня учителя – важнейшего события в жизни педагогического сообщества, и поздравил коллег с этим праздником.
«Одна из ключевых тем мероприятия – повышение авторитета учителя в обществе. Сегодня мы стремимся оказывать педагогам всю необходимую поддержку – сделать все, чтобы в эту важнейшую профессию приходили яркие, талантливые, хорошо подготовленные люди, которые будут укреплять отечественную систему образования, передавать подрастающему поколению глубокие и качественные знания», – отметил Сергей Кравцов.
Он напомнил, что в этом году из закона «Об образовании в Российской Федерации» было исключено понятие «услуга»: «Ведь учительский труд – это прежде всего призвание, ответственная миссия, которая ничего не имеет общего со сферой услуг, и важно, чтобы общество это понимало». Министр также рассказал, что удалось снизить «бумажную», бюрократическую нагрузку на педагогов, дать им инструменты, которые позволяют уделять больше внимания обучению и воспитанию – например, Конструктор рабочих программ, ГИС «Моя школа».
По оценке Сергей Кравцова, «сегодня педагогическое образование максимально соотносится с задачами, которые учителю предстоит решать каждый день». Он рассказал о мерах, которые способствуют осознанному выбору профессии педагога, – ранней профориентации среди школьников: по всей стране уже создано более 1,5 тыс. психолого-педагогических классов, к 2024 году их число возрастет до 5 тыс.
«Мы будем и дальше прикладывать все усилия, чтобы авторитет учителя был беспрекословен, чтобы профессия педагога оставалась популярной среди молодежи. Ведь именно учитель формирует прочную основу для нашего движения вперед, воспитывает в детях патриотизм, любовь к Родине, чувство сопричастности к ее судьбе», – заключил министр. В преддверии наступающего Года педагога и наставника он пригласил участников форума присоединиться к его мероприятиям: «Уверен, что вместе мы сможем провести его достойно, содержательно – внести совместный вклад в развитие российского образования и нашей школьной педагогики».
Сергей Кравцов также предложил участникам форума представить предложения по поддержке коллег в новых территориях, ставших частью России, рассмотреть вопрос о переходе на специалитет в системе педагогического образования и другие актуальные проблемы.
Участников форума также приветствовал ректор МПГУ Алексей Лубков. Он напомнил, что инициатива отказа от термина «услуга» в образовательном законодательстве принадлежала министру Сергею Кравцову, и теперь наступает новый этап развития образования в нашей страны, когда образование признается высокой миссией, опирающейся на наши ценностные основания.
«Мы пересмотрели, перечеркнули и перевернули страницу, когда исключительно коммерческие, потребительские подходы определяли цели и задачи образования. Более того, на площадках II Всероссийского педагогического образовательного форума «Учитель – Будущее России» мы будем говорить, как нам вернуть национальные традиции подготовки учителя, одна из которых – возвращение специалитета в педагогическое образование. Эту задачу министр просвещения поставил перед нашим профессиональным сообществом, и ее с воодушевлением поддерживают учителя», – сказал Алексей Лубков.
Он подчеркнул, что коллектив МПГУ активно занимается подготовкой не только возвращения полнокровного специалитета, что особенно важно для сельских школ, да и для городских. Также университет способствует распространению ядра педагогического образования не только на педагогические вузы, но и на классические университеты, где готовят учителей. Необходимость ядра педагогического образования как консолидирующей основы и методологии подготовки будущего учителя России, по словам Алексея Лубкова, признают даже оппоненты.
«Россия сейчас другая, учитель другой. Мы должны готовить учителя для новой России, исходя из нашего видения ситуации. Мы видим ее четко, внятно и консолидированно – обсуждаем подходы в сообществе, имеем поддержку на разных уровнях гражданского общества и государства, ведомства. Думаю, нам надо продолжать нашу работу, нашу борьбу за обновление школьного и педагогического образования на тех основаниях, которые мы выработали за минувший год».
Алексей Лубков поблагодарил коллег за неравнодушие и обратился к министру просвещения: «Задачи, которые вы ставите перед нашим педагогическим сообществом, – это рабочая повестка дня. Мы не просто ваши союзники, но и ваши соратники. Мы вместе реализуем все поставленные задачи и выведем систему образования на качественно новый уровень, достойный современной России».
II Всероссийский педагогический образовательный форум «Учитель – Будущее России» проходит на 37 площадках по всей стране, в программе более 110 мероприятий. О ключевых мероприятиях в ходе торжественной церемонии открытия форума кратко рассказали представители педагогических вузов из регионов.
В частности, проректор Самарского государственного социально-педагогического университета Наталья Кислова рассказала о конкурсе электронного плаката «Профессия – учитель», ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета Александр Коротков – о работе площадки, посвященной вопросам взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей, проректор Томского государственного педагогического университета Дмитрий Насонов – о предстоящей сессии проректоров по воспитательной работе, где будут обсуждаться перспективные проекты, способствующие формированию будущего педагога.
Ректор Ульяновского государственного педагогического университета Игорь Петрищев сообщил о создании Общественного родительского совета при АРПО и о его предстоящем первом заседании. На нем предполагается рассмотреть вопрос о том, как родители смогут беседовать со своими детьми на актуальные темы, которые с сентября этого года рассматриваются на внеурочных занятиях «Разговоры о важном» в каждой школе с 1 по 11 класс. Ведь после того, как ребенок получил определенную информацию в школе, у него возникают дополнительные вопросы, которые он задает родителям, и они должны быть готовы дать на них ответы.
Завершая церемонию, Наталья Склярова поблагодарила коллег за участие в форуме и напомнила, что одной из его целей является «формирование особого статуса учителя нашими совместными действиями». В свою очередь, Алексей Лубков пожелал участникам здоровья, хорошего настроения и поздравил их с наступающим праздником – Днем учителя.
II Всероссийский педагогический образовательный форум «Учитель – Будущее России» продлится до 9 октября в рамках «Большой учительской недели», объявленной Министерством просвещения России. Главная тема форума – особый статус учителя, ключевая цель – консолидация педагогического сообщества для признания особого статуса учителя в обществе. В числе основных тем форума – повышение престижа педагогической профессии, педагогического образования и Университета, создание условий для непрерывности педагогического образования, формирование и совершенствование системы наставничества в профессиональной среде и др. С программой форума можно ознакомиться на сайте МПГУ http://mpgu.su/pedagogicheskij-forum-2022/ .