В Московском педагогическом государственном университете состоялся круглый стол на тему: «Единый учебник истории: вопросы методической поддержки педагогов новых субъектов Российской Федерации». Актуальные проблемы методической поддержки педагогов образовательных организаций, расположенных в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Запорожской и Херсонской областях, стали объектом обсуждения на круглом столе, организованном Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ), Ассоциацией развития педагогического образования (АРПО) и Всероссийским научно-методическим центром «Философия образования».
Модераторами круглого стола стали Виктор Васильевич Степаненко — ведущий специалист Всероссийского научно-методического центра «Философия образования», советник руководителя аналитического центра Федерального института оценки качества образования и Антон Сергеевич Саенко — ведущий специалист Управления общественных проектов Московского педагогического государственного университета.
С первым докладом выступила первый проректор МПГУ, директор Всероссийского научно-методического центра «Философия образования», заместитель Председателя АРПО Наталья Юрьевна Склярова. В своей речи она отметила, что создание единого учебника истории и его внедрение в образовательный процесс является важным этапом преобразования государственной политики в области школьного образования и воспитания. Однако, созданный единый учебник истории подвержен внешнему информационному давлению. Наталья Юрьевна продемонстрировала результаты анализа наиболее популярных СМИ и социальных сетей среди российских граждан, полученные специалистами Всероссийского научно-методического центра “Философия образования” МПГУ, чтобы показать масштабы и основные аспекты информационной атаки на новый единый учебник истории.
Ректор Азовского государственного педагогического университета Екатерина Ивановна Степанюк в свою очередь выразила мнение о том, что созданный единый учебник способствует укреплению ценностного и мировоззренческого компонентов в школе, а также формированию единого образовательного пространства и суверенитета национальной системы школьного образования, особенно в новых регионах Российской Федерации. Екатерина Ивановна высказала пожелание в адрес МПГУ и Ассоциации развития педагогического образования об организации курсов повышения квалификации для преподавателей истории.
В своем выступлении декан исторического факультета Донецкого государственного университета Андрей Иванович Минаев подчеркнул, что появление единого учебника по истории в новых регионах является важным и значимым событием. Он также отметил, что информационная атака на новый учебник является частью гибридной войны, которую ведут коллективные западные силы.
Ольга Ивановна Байдарова начальник Управления непрерывного педагогического образования МПГУ напомнила собравшимся, что МПГУ осуществляет методическую поддержку по совершенствованию профессиональных компетенций преподавателей вузов, колледжей и учителей истории и обществознания, направленных на использование современных научных подходов к изучению истории в учебном процессе и потенциала данной темы для гражданского и патриотического воспитания. Ольга Ивановна сообщила о том, что в данный момент осуществляется набор на курсы повышения квалификации по двум направлениям:
- Современные подходы к преподаванию школьных курсов истории и обществознания по тематике Великой Отечественной войны с использованием материалов проекта «Без срока давности». Ссылка для регистрации: https://forms.gle/rurgSHa3XQF2nsKw8
- Преподавание вариативного модуля «Формирование гражданской идентичности будущего учителя России с использованием материалов проекта «Без срока давности». Ссылка для регистрации: https://forms.gle/iDDcUsyscU4WaBa7A
Также своим мнением с участниками поделились Алексей Леонидович Бормотов, руководитель направления по реализации военно-исторических проектов Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России», Оксана Викторовна Хаталах, заведующая кабинетом общественных дисциплин Донецкого республиканского института развития образования и Мария Петровна Литвиненко, заместитель директора ВНМЦ «Философия образования».
Все участники круглого стола сошлись во мнении, что создание единого учебника истории — это шаг к улучшению образовательной системы и развитию критического мышления учащихся. Он способствует формированию толерантности, уважения и понимания различных культур и исторических традиций, что является основой для строительства мирного и гармоничного общества.