Делегация МПГУ во главе с ректором Алексеем Лубковым посетила Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка в г. Минске для обсуждения перспектив сотрудничества двух ведущих педагогических вузов Союзного государства.
Здесь, в БГПУ 12 января 2023 года состоялось расширенное заседание Белорусского Республиканского координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования (УНИК НПО) «Воспитательный потенциал педагогического образования». Заседание открыл министр образования Республики Беларусь Андрей Иванец.
Данный кластер функционирует в Беларуси с 2015 года. Он обеспечивает интеграцию и развитие потенциала всех субъектов, участвующих в подготовке современных педагогических работников. Стратегическое руководство и координацию деятельности субъектов кластера и осуществляет республиканский Координационный совет по вопросам НПО.
На заседании присутствовали представители субъектов Кластера изо всех регионов Республики и города Минска, проректоры, директора институтов, деканы БГПУ.
В своем приветственном слове министр образования Республики Беларусь Андрей Иванец отметил, что заседание состоялось вслед за визитом министра просвещения РФ Сергея Кравцова в Беларусь, во время которого была подписана совместная программа мероприятий между министерствами. «Одно из ключевых направлений программы – подготовка белорусско-российского проекта по использованию педагогического потенциала в области воспитания, который как раз сегодня обсуждался с нашими коллегами. Наша цель – совместно с российскими друзьями выработать единые подходы для реализации этого важного проекта». Андрей Иванец выразил надежду, что идеи, решения, выводы и разработки совместной деятельности дойдут до каждого. Он сказал: «В учреждениях общесреднего образования работает порядка 90 тысяч учителей. И от каждого из них зависит, какая молодежь выйдет из наших школ. Мы сегодня видим, что современные вызовы ставят перед нами очень серьезные задачи. И те подходы, которые необходимо развивать нам, существенным образом будут отличаться от того, что использовалось ранее. Но все остается неизменным в части важности личности педагога. Который всегда останется человеком. И я уверен, что сегодня вместе мы сможем обсудить эти вопросы. Желаю вам плодотворной работы и горячей дискуссии, потому что именно в дискуссии, а может быть и в споре рождается если не истина, то, по крайней мере, оптимальный подход. А наше министерство будет поддерживать и реализовывать все подходы, которые будут во благо нашей системы образования».
Вслед за министром с докладом «Воспитательный потенциал педагогического образования» выступил ректор Белорусского государственного педагогического университета, Председатель Координационного совета по вопросам НПО Александр Жук. Он подчеркнул в своем выступлении, что вуз готовит будущих педагогов не только как учителей и преподавателей. «Мы готовим их и как будущих классных руководителей, людей, ключевым образом отвечающих за воспитание подрастающего поколения, поэтому наши выпускники и будущие педагоги должны быть креативными во всех вопросах. Мы стараемся развивать креативное мышление у студентов через систему стартапов, социально-культурных проектов, в рамках большого проекта «100 идей для Беларуси» и так далее. Мы убеждены, что только творческий и креативный педагог будет интересен современным учащимся, и мы над этим работаем».
С докладом «Тенденции развития педагогического образования в России» перед Координационным советом выступил и ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков, прежде всего отметивший, что «нас с вами связывает не просто сотрудничество, а дружба. Мы советуемся, мы обмениваемся и опытом, и подходами. И это дает возможность нам продвигать очень важное направление педагогического образования. Здесь очень важна и ключевая позиция министров образования России и Белоруссии – внимание, самое активное участие и поддержка совместных начинаний».
Далее Алексей Лубков остановился на деятельности АРПО, целью которой является формирование единого пространства педагогического образования в России. «Ассоциация развития педагогического образования, – сказал докладчик, – один из институтов гражданского общества – в переломный момент, когда мы возвращаемся к национальным основам всей системы образования, к традиционным фундаментальным ценностям в образовании, является одним из лидеров подобных тенденций. Как выразитель интересов профессионального сообщества. Как действенный ресурс и инструмент этого сообщества, объединяющий сто восемьдесят образовательных организаций, в число которых входят все педагогические университеты, часть классических и иных университетов и педагогические колледжи.
Речь идет не просто о возврате к традиционным ценностям, а о движении по спирали, что позволяет аккумулировать как позитивный опыт нашего прошлого, так и пересматривать привнесенное извне и отбрасывать то, от чего пришла потребность отказаться.
АРПО пытается выработать важные подходы и саму стратегию. За последние два года удалось добиться синхронизации подготовки педагогов. К сожалению, от наших либеральных предшественников осталось куцее наследство – рама есть, а картины – нет. И каждый может рисовать что хочет. И в этом, по их мнению, заключалась свобода выбора педагогических университетов, когда каждый делал, что хотел. Не было никакого единого образовательного пространства. И именно поэтому была консолидирована и согласована модель ядра педагогического образования. Включающая в себя семь модулей, где согласованы предметы подготовки будущего учителя, в том числе по курсам и по объему часов. И с 1 сентября нынешнего учебного года все педагогические университеты перешли на единые согласованные учебные планы. То есть был сделан очень серьезный шаг по укреплению единого образовательного пространства».
В ходе своего доклада Алексей Лубков особое внимание присутствующих обратил на результаты многолетнего продуктивного сотрудничества МПГУ и БГПУ по различным направлениям деятельности.
В завершении заседания ректор МПГУ Алексей Лубков и ректор БГПУ Александр Жук с целью плодотворного взаимодействия российских и белорусских научно-педагогических работников в сфере педагогического образования заключили меморандум о взаимопонимании между двумя структурами, выражающими интересы профессиональных педагогических сообществ России и Беларуси – АРПО и УНИК НПО.
На 13 января в рамках сотрудничества двух университетов запланировано знакомство ректора МПГУ Алексея Лубкова с учебно-лабораторной и научно-исследовательской базой БГПУ и посещение ресурсных центров.