МПГУ И АРПО на VВсероссийском научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» МПГУ И АРПО на VВсероссийском научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» — АРПО

МПГУ И АРПО на VВсероссийском научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке»

С 28 по 30 сентября 2023 года в Южном федеральном университете прошел V Всероссийский научно-образовательный форум с международным участием «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке».

Мероприятие организовано при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ, Комитета по просвещению Государственной Думы РФ.

Ассоциация развития педагогического образования (АРПО) выступила официальным партнером Форума.

Первое пленарное заседание Форума «Ценностные основы развития современного образования и интеграционных практик в едином образовательном пространстве РФ» открыл ректор МПГУ, Председатель Правления АРПО Алексей Владимирович Лубков. В приветственном словек собравшимся он отметил, что в современных условиях, в условиях объявленной информационной войны, особенно важно выработать единые подходы к обучению, воспитанию достойного гражданина нашего Отечества.

«Для решения стратегических задач, сформулированных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, касающихся совершенствования системы высшего образования, сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей необходимо объединить усилия всех образовательных организаций», – подчеркнул Алексей Владимирович.

Алексей Владимирович отметил, что Южный федеральный университет является активным членом АРПО, и пользуясь случаем, поблагодарил университет в лице Марины Александровны Боровской, президента Южного федерального университета за участие в работе Всероссийского педагогического форума «Память священна», организацию и проведение площадки Форума «Концептуальные подходы к стратегии развития российского образования».

Ответственный секретарь Правления АРПО, начальник Управления непрерывного педагогического образования МПГУ Ольга Ивановна Байдарова вручила Благодарственное письмо Марине Александровне, советник при ректорате МПГУ Людмила Александровна Трубина – подарки от МПГУ. В своем обращении к присутствующим Людмила Александровна подчеркнула значимость объединения усилий профессионального сообщества.

Второе пленарное заседание Форума было посвящено педагогическому наставничеству в образовании и научному наследию ученого и педагога, академика РАО Е.В. Бондаревской.

На пленарном заседании «Традиция как фундамент академического наставничества» выступила Людмила Александровна Трубина. В своем докладе она рассказала о фундаментальных научных школах, талантливых педагогах и выдающихся исследователях МПГУ, не только оставивших след в российской и мировой науке, но и определивших на многие годы тенденции развития отечественного образования. Это И.Е. Тамм, нобелевский лауреат по физике, заслуженные деятели науки Е.М. Гершензон и Э.В. Шпольский, автор учебника по физике А.В. Пёрышкин. Значителен вклад учёных-филологов, среди которых ведущее место занимает А.Ф. Лосев. В разные годы в МПГУ работали основатели современных научных направлений, авторы школьных и вузовских учебников С.И. Шешуков, Т.А. Ладыженская, В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов, Н.П. Михальская и др.

В выступлении Людмила Александровна подробно остановилась на инновациях в подготовке педагогов, которые были определены педагогами и психологами: Л.С. Выготским, К.Н. Корниловым и, конечно, В.А. Сластёниным. Научные разработки последнего в области деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения актуальны до сих пор.

Во второй день работы Форума 29 сентября МПГУ и АРПО в режиме онлайн проведены две секции: «Единое образовательное пространство подготовки педагогов» и «Изучение истории России: новые учебники истории».

Модератором секции «Единое образовательное пространство подготовки педагогов» выступил первый проректор МПГУ Виктор Павлович Дронов. На секции рассматривались вопросы обеспечения единого пространства подготовки педагогических кадров и методологических подходов, положенных в основу пилотного проекта МПГУ по совершенствованию системы высшего образования в России.

С докладами выступили директор Института педагогики и психологии Татьяна Николаевна Сахарова, директор Института детства Анна Алексеевна Алмазова, заместитель директора Института истории и политики Марина Леонидовна Несмелова, директор Института физики, технологии и информационных систем Сергей Владимирович Лозовенко, директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников Виктор Фёдорович Чертов, зав. кафедрой управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой Ольга Петровна Осипова.

Особое внимание было уделено вопросам интеграции в единое пространство подготовки педагогических кадров образовательных систем новых регионов России.

По результатам работы секции были сформулированы теоретические подходы и направления практической деятельности по совершенствованию системы педагогического образования в РФ на основе принципов единства, преемственности, вариативности, индивидуализации. Были подготовлены предложения в Итоговую резолюцию Форума, связанные с усилением внимания к задачам общего образования, внедрением инструментов укрепления единого образовательного пространства университетского педагогического образования на основе традиционных российских ценностей.

Работу экспертной сессии «Изучение истории России: новые учебники истории» возглавил Виктор Васильевич Степаненко, ведущий специалист ВНМЦ «Философия образования» МПГУ, советник руководителя аналитического центра ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

Приглашёнными спикерами-экспертами секции стали: Руслан Григорьевич Гагкуев, Председатель Правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества»; Юрий Александрович Никифоров, член научного совета Российского военно-исторического общества, советник департамента по координации государственной политики в исторической и гуманитарной сферах Управления общественных проектов Администрации Президента Российской Федерации; Александр Юрьевич Бубнов, доцент кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова; Елена Николаевна Приступа, директор ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка»; Евгений Юрьевич Оборский, доцент кафедры истории России Гуманитарного института; Дмитрий Владимирович Пикалов, доцент кафедры теории и методики истории и обществознания ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»; Антон Сергеевич Саенко, ведущий специалист Управления общественных проектов МПГУ; Артем Олегович Ситак, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 1» г. Кувандыка Оренбургской области.

Эксперты обсудили следующие темы: роль новых учебников истории в контексте исторической политики, оптимальное сочетание краеведческого компонента с новыми учебниками истории, а также воспитательный потенциал новых учебников истории России.

В работе Форума на площадке ЮФУ принимали очное участие представители МПГУ: Елена Юрьевна Лазарева, директор Института иностранных языков МПГУ, Светлана Валентиновна Сергунина, заместитель начальника Управления непрерывного педагогического образования МПГУ.

В целом, на Форуме функционировало более 70 площадок, которые были организованы в регионах РФ.

Подводя итоги Форума «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке», участники в очередной раз подчеркнули важность развития макрорегиональных систем непрерывного педагогического образования и подготовки педагогических кадров.

Презентации

Алмазова А.А. ФГОС как инструмент построения национальной системы высшего дефектологического образования

Лозовенко С.В. Современная техносфера педагогического университета

Сахарова Т.Н. Новые подходы к подготовке педагогов-психологов

Трубина Л.А. Методологические подходы и инструменты обеспечения единого пространства

Трубина Л.А. Традиция как фундамент наставничества

Чертов В.Ф. Единая федеральная система

МПГУ И АРПО на VВсероссийском научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке»
МПГУ И АРПО на VВсероссийском научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке»
МПГУ И АРПО на VВсероссийском научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке»
МПГУ И АРПО на VВсероссийском научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке»
МПГУ И АРПО на VВсероссийском научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке»
МПГУ И АРПО на VВсероссийском научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке»
МПГУ И АРПО на VВсероссийском научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке»
МПГУ И АРПО на VВсероссийском научно-образовательном форуме «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке»

Похожие записи:

Поделитесь этим материалом в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *