14 мая 2025 года в МПГУ в рамках III Всероссийского образовательного форума «Государственная ценностная политика в системе образования» состоялась стратегическая сессия «Стратегия 2040: образ учителя».
Цель сессии – разработка единых подходов, обеспечивающих гармоничное сочетание инновационных технологий с традиционными духовно-нравственными ценностями в процессе воспитания и обучения.
Участниками сессии стали эксперты ВНМЦ «Философия образования»: директора школ, учителя, преподаватели вузов из различных регионов Российской Федерации.
С приветственным словом выступил исполняющий обязанности директора Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Министерства просвещения Российской Федерации Александр Владимирович Реут. А.В.Реут подчеркнул значимость деятельности ВНМЦ «Философия образования» в решении задач по развитию образования в духе традиционных духовно-нравственных ценностей, поставленных руководством Российской Федерации и Министерством просвещения, поблагодарил экспертов в области электронных образовательных ресурсов и федеральных инновационных площадок за их результативную аналитическую деятельность.
С докладом «Вызовы и перспективы цифровой эпохи» выступил доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Гуманитарного института Российского Нового университета Огнев Александр Сергеевич.
А.С. Огнев обратил внимание на то, что среди ключевых вызовов цифровой трансформации особенно выделяются проблемы сопротивления сотрудников организационным изменениям, а также решение вопросов конфиденциальности, безопасности и этики при возрастающем проникновении технологий в жизнь людей. Перспективы развития цифровой эпохи связаны с усилением роли технологий распределённого реестра, искусственного интеллекта, дополненной реальности и квантовых вычислений, что способствует формированию новой методологической базы для междисциплинарных исследований, интегрирующих гуманитарные и естественнонаучные знания.
Доклад заместителя директора ВНМЦ «Философия образования» МПГУ Смыкова Владислава Германовича «Тезисы к вопросу о реальных и потенциальных угрозах массовой цифровизации образования в России» был посвящен анализу таких серьезных рисков, как: цифровое неравенство, снижение качества образования, угроза кибербезопасности, «эпистемологический коллапс». Потенциальные риски включают дегуманизацию, технологическую зависимость, манипуляцию сознанием, что усугубляется отсутствием стандартов цифровой этики и неурегулированностью сбора данных.
В докладе доцентов кафедры теоретической и специальной социологии им. МА.Будановой Института социально-гуманитарного образования МПГУ, специалистов ВНМЦ «Философия образования» МПГУ, к.ф.н. Луцькой Екатерины Евгеньевны и Яковлевой Марии Александровны «Патриотические установки студентов педагогических вузов и колледжей в контексте государственной ценностной политики в сфере образования» были представлены результаты социологических исследований, посвященных анализу ценностной сферы будущих педагогов и молодых учителей до 35 лет. В отношении к России большинство респондентов испытывают положительные эмоции, достаточно сильны патриотические настроения. Молодые люди регулярно участвуют в еженедельной церемонии поднятия государственного флага и исполнения гимна России в учебных заведениях, положительно оценивают деятельность советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, видят значимость занятий «Разговоры о важном».
Начальник Управления методологического и экспертного сопровождения ВНМЦ «Философия образования» МПГУ, д.ф.н, профессор кафедры философии МПГУ Кузнецова Светлана Вениаминовна, в своем выступлении обратила внимание на изменения в «Порядке формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и предстоящими в связи с этим корректировками в процедуре экспертизы ЭОР.
В ходе активной дискуссии участники высказали конструктивные предложения по совершенствованию процедуры экспертизы электронных образовательных ресурсов, обратив особое внимание на формирование личностных результатов освоения обучающимися образовательных программ.
С заключительным словом к участникам обратилась первый проректор МПГУ, директор ВНМЦ «Философия образования» Наталья Юрьевна Склярова. Она поблагодарила экспертов за их плодотворную работу, постоянную включенность и готовность трудиться на совершенствование системы образования, обратила внимание присутствующих на важность экспертной деятельности в этом направлении, отметила, что результаты этой работы уже видны в регионах.
Экспертам в области электронных образовательных ресурсов и федеральных инновационных площадок были вручены благодарности Министерства просвещения Российской Федерации, ректора МПГУ, первого проректора за добросовестный труд и вклад в реализацию государственной ценностной политики в системе образования.