24 сентября на базе МПГУ состоялась Стратегическая сессия экспертного сообщества Ассоциации развития педагогического образования и Президиума экспертного совета Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» Московского педагогического государственного университета «Повышение качества преподавания математики и естественно-научных дисциплин для обеспечения технологического суверенитета России».
Целью стратегической сессии было обсуждение современного состояния подготовки учителей математики и естественно-научных дисциплин и качества преподавания математики и естественно-научных дисциплин в общеобразовательных школах.
Экспертным сообществом были подняты вопросы особенностей преподавания математики и естественно-научных дисциплин в современной общеобразовательной школе, развития профильного обучения, подготовки педагогических кадров для преподавания математики и естественно-научных дисциплин в современной общеобразовательной школе, а также мотивации школьников к сдаче ЕГЭ по математике и естественно-научным дисциплинам.
Открыл сессию Алексей Лубков, ректор Московского педагогического государственного университета, Председатель Правления Ассоциации развития педагогического образования (АРПО), доктор исторических наук, профессор, академик РАО. Он подчеркнул важность обсуждения педагогическим сообществом актуальных вопросов преподавания естественно-научных дисциплин и представил опыт университета по подготовке учителей естественно-научного цикла.
Ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Макаренко подчеркнул необходимость синхронизации школ и педагогических университетов по комплексу организационно-содержательных аспектов деятельности. С 2020 года эту линию последовательно развивает Министерство Просвещения. Университеты максимально активно включаются в региональную повестку. По поручению Министра просвещения С.С. Кравцова проводится системная работа над обновлением содержания школьного образования, уже полностью синхронизированы программы школ и СПО. Результаты участия российских школьников в международных олимпиадах по естественным наукам – яркий результат политики Министерства по поддержке и развитию преподавания точных наук в школе. Россия стабильно входит в пятерку сильнейших стран мира. В отношении обновления содержания образования, совместной работы по повышению качества преподавания математики и естественно-научных дисциплин есть перспективные линии развития. Проделана серьезная работа по развитию материально-технической базы как педагогических университетов, так и общеобразовательных организаций. При поддержке Минпросвещения РФ выстроена совместная работа с ведущими научными центрами и экспертным сообществом по соответствующим предметам.
Виктор Дронов, исполняющий обязанности первого проректора МПГУ, доктор географических наук, профессор, академик РАО, привел статистические данные результатов исследования по вопросам преподавания физики, математики и других естественно-научных дисциплин в образовательных организациях, подтверждающие рост количества учителей по данным предметам (так, по сравнению с 2017 годом, количество учителей математики увеличилось со 141 тысячи до 164 тысяч, биологии — с 42,6 тысячи до 46 тысяч), а также увеличение часов, отведенных на изучение дисциплин естественно-научного цикла (если в 1956 году количество часов математики в основной школе составляло 30, то в 2024 году данный показатель увеличился до 34, количество часов физики — 8 и 10 соответственно, количество часов химии — 4 и 6 соответственно).
Отдельно Виктор Дронов остановился на вопросе открытия профильных классов в школах: за последние три года количество классов по физико-математическому профилю увеличилось на 440, по химии — на 2 тысячи, по техническому профилю — более чем на 4 тысячи. В учебном плане 2024 г. количество часов на изучение математики, информатики, физики, химии, биологии на углубленном уровне самое большое за историю школьного образования, начиная с 1956 года. Согласно федеральному учебному плану, количество часов, отводимое на углубленное изучение биологиина уровне среднего общего образования, в 6 раз больше аналогичного времени в советский период (1956 г.), по математике — в 1,4 раза больше, по физике — в 1,3 раза больше.
В связи с приведенными данными Виктор Дронов акцентировал внимание на том, что вопросы преподавания естественно-научных дисциплин необходимо рассматривать не в контексте количества часов, а в плоскости качества ведения образовательного процесса, тем более что школа располагает широкими возможностями для дополнительного образования.
Вместе с тем Виктор Дронов отметил положительную тенденцию в увеличении количества молодых, увлеченных педагогов, в том числе и преподавателей дисциплин естественно-научного цикла.
Марина Садиева, проректор по образовательной деятельности Томского государственного педагогического университета, добавила, что начиная с 2020 года педвузами совместно с Министерством просвещения в этом направлении ведется системная работа. В 2024 году 34 % абитуриентов выбрали педагогические специальности (например, конкурс на ряд педагогических специальностей в текущем году в Воронежском государственном педагогическом университете составил 20 человек на место). Направление «Образование и науки» в 2024 году вошло в ТОП-5 направлений подготовки специалистов.
Сергей Лозовенко, директор Института физики, технологии и информационных систем, директор педагогического технопарка «Кванториум» МПГУ, доцент, призвал академическое сообщество воздержаться от чрезмерных изменений в преподавании естественно-научных дисциплин в школе. Одновременно он обратил внимание на содержание школьных учебников физики, а также рассказал о проекте Института «Новая физика», поддерживаемом Министерством просвещения.
Татьяна Михайлова, начальник Управления профессиональной ориентации и содействия трудоустройству студентов МПГУ, заслуженный учитель Российской Федерации заметила, что в течение 5-ти лет не изменяется количество выпускников, выбирающих ЕГЭ по информатике и физике – порядка 30% (суммарно треть выпускников сдают эти предметы в рамках ЕГЭ). В 2024 году наблюдается некоторое перераспределение в пользу информатики в связи с увеличением контрольных цифр приема (далее – КЦП) на специальности, требующие освоения информатики, в вузе. А сумма долей выбора на ЕГЭ предметов естественно-научного направления ежегодно составляет около 65% с 2008 года. Перераспределение в выборе предметов на ЕГЭ соответствует объемам КЦП в вузах, которые в свою очередь определяются предложением рынка труда для программистов и инженеров. Дополнительно на выбор обучающимися того или иного предмета влияет содержание обучения, его распределение по годам и соответствие возрастным особенностям, методика преподавания, положительная мотивация к обучению, личность учителя.
Эксперты отметили важность открытия и функционирования педагогических технопарков «Кванториум», которые способствуют улучшению условий подготовки высококвалифицированных кадров для реализации учебных предметов естественно-научной и технологической направленности, а также мотивации к познанию и разнообразной научной деятельности. Кроме того, они подчеркнули, что создание особых условий образовательной среды является ключевым фактором для эффективного изучения дисциплин: такая среда не только обеспечивает доступ к современным технологиям и оборудованию, но и формирует атмосферу, способствующую увлечению и глубокому познанию мира.
В стратегической сессии также приняли участие директора школ Москвы, Московской области и школы Международного детского центра «Артек». Ими было отмечено, что современные образовательные учреждения оснащены высококачественным оборудованием, которое значительно улучшает образовательный процесс и позволяет учителям формировать и поддерживать интерес учеников. Современные технологии и научные приборы помогают углубленно изучать естественно-научные дисциплины, делая обучение интерактивным и познавательным.
Участники сессии также обсудили содержание учебников по естественно-научным дисциплинам, подчеркивая важность включения в учебные программы актуальной информации и современных научных достижений. Они отметили, что Минпросом при поддержке профессионального сообщества, Ассоциации развития педагогического образования с 2021 года ведется интенсивная работа в этом направлении. Существенно пересмотрен федеральный перечень учебников: вместо 100 линеек по математике в 2012 году — 4 линейки с 2023 г. (по 1 линейке на каждом уровне образования и 1 линейка для углубленного изучения). В 2010 году 32 линейки по химии, 25 — по физике, 17 по биологии. С 2023 года Министерством ведется разработка единых государственных учебников, в том числе по математике, физике, химии и биологии на базовом и углубленном уровнях с привлечением специалистов РАН и МФТИ.
Алексей Говорунов, директор ГБОУ «Школа № 657» г. Москвы, отметил огромную роль учителей начальных классов, поскольку именно они закладывают в детях научную картину мира, умения и навыки научного поиска. Отсюда — самое пристальное внимание тем знаниям, которые получают студенты на факультетах начальных классов.
Завершила стратегическую сессию Наталья Склярова, первый проректор МПГУ, директор Всероссийского научно-методического центра «Философия образования». Подводя итоги обсуждений и выделив ключевые направления для дальнейшей работы, Наталья Склярова отметила: «Экспертное сообщество отмечает, что преподавание математики и естественно-научных дисциплин в общеобразовательной школе является приоритетным для технологического суверенитета России. Для достижения указанных целей были приняты системные меры: создание единого образовательного пространства (образовательные стандарты и программы, государственные учебники, верифицированные электронные образовательные ресурсы), совершенствование школьной инфраструктуры, поддержка педагогических работников, увеличение количества профильных классов. При этом роль учителя высока.
Современные исследования подтверждают, что учителя с профильным педагогическим образованием в своем большинстве лучше справляются с задачами обучения и воспитания. Только они могут связать предметную подготовку с формированием единой системы мировоззрения гражданина России с опорой на традиционные российские духовные и нравственные ценности. Это подтверждает необходимость сохранения и развития для будущего России именно педагогических вузов, отечественной педагогической школы и науки. Нарушение целостного подхода к подготовке будущих учителей, резкое изменение правил, создает высокие риски снижения качества обучения и в школе, и в вузе, что может повлечь неисполнение задачи достижения суверенитета страны».